Можно ли актерам играть святых в кино?

В советском кино актерам, игравшим Владимира Ленина, нельзя было исполнять отрицательные роли в любых фильмах. Это было логично: как человек, воплотившийся в столь светлый для людей тех лет образ, мог воплощаться в бaндитов, пусть и в других картинах?

С тех пор многое изменилось.

Условно можно выделить 4 вида отношения к выбору актера на роль святого в кино.

Будем говорить о ролях не только собственно святых, но и других людей Божиих: священников, преподобных, блаженных… и вплоть до Самого Иисуса.

1. Личные качества актера неважны, главное – талант перевоплощения

Большинство режиссеров и актеров именно так и рассуждает.

Мол, иначе пришлось бы соблюдать этот принцип и при выборе исполнителей других амплуа:

  • на роли коварных героев выбирать недобрых актеров;
  • на роли вpaчей звать вpaчей;
  • но тогда святых у нас… просто некому было бы играть. Ведь среди живых людей в принципе мало совершенных созданий, а настоящие святые – это вообще единичные случаи, и они уж точно не играют в кино.

В подобном духе рассуждал режиссер Владимир Бортко, когда приглашал Сергея Безрукова на роль Иешуа в «Мастере и Маргарите».

Я не буду распространяться о подробностях жизни этого актера, за которыеего в святые записывать, мягко говоря, рановато.

Нет-нет, ничего страшного там нет – как сказал другой герой этой же экранизации, «ну, что же они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Ну, лeгкoмыcленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца».

Я лишь скажу, что для меня как зрительницы Сергей Безруков духовно кажется гораздо ближе образу Сергея Есенина, чем Иешуа.

Впрочем, сам актер в интервью делился, что он сыграл здесь не Сына Божьего, но литературного персонажа, придуманного Булгаковым. По его мнению, в фильме показана мистерия, а не документалистика; отсюда – множество нестыковок с Библией… и отсюда же – возможность проще относиться к роли.

Это правда или оправдание? Судить может каждый только сам…

 Можно ли актерам играть святых в кино?
Можно ли актерам играть святых в кино?

Однозначно к чести Сергея Витальевича надо сказать, что к съемкам он готовился не только «обычным образом», но и духовно:

  • постился;
  • в 2 раза сократил число спектаклей (за что навлек на себя возмущение антрепренеров и работников театров);
  • а в спектакле «Признания авантюриста Феликса Круля» вообще долго не участвовал, так как он «пропитан энергией paзpyшeния». Вернувшись же к нему, пересмотрел образ своего персонажа;
  • стал более спокойно относиться к конфликтным ситуациям, памятуя Иешуа: «Добрые люди».

Это пример вдумчивого отношения к роли. Но сколько есть примеров поверхностного отношения! Вплоть до изображения святых в комедиях.

Так, в сериале «Универ» герой Майкл, находясь бeз coзнaния, видел (ну, якобы) чуть ли не Самого… о Ком говорить не стóит… Так вот в этой роли выступил… Гарик Харламов.

Не надо и говорить, что никакой подготовки товарищ Бульдог к этой роли не вел и вообще вместе с режиссерами относился к этому как к игре, обычному лицедейству.

А «Брюс Всемогущий» Тома Шедьяка? Там в той же роли, о которой всуе говорить не надо бы, выступил афроамериканец – Морган Фримен, и вообще это была комедия…

2. К выбору актера на такую роль надо относиться с пониманием, а также со здоровым юмором

В народе ходит такая формулировочка: «без фaнaтизма». Так вот она может охарактеризовать названный вид отношения.

Пожалуй, примером тут может служить роль отца Федора в комедии Леонида Гайдая «12 стульев». Получив приглашение сниматься, Михаил Пуговкин 3 недели затягивал с ответом.

Его мама была человеком глубоко верующим, и ее смущало, что сын будет играть в комедии священника. И какого! Извopoтливого, жaдного, «взaлкaвшeго».

Но потом они с сыном решили, что эта роль пародирует не веру, а стяжательство. И Наталья Пуговкина дала благословение: «Не волнуйся, снимайся, за чистые души надо бороться».

Да, он там играл не святого, а священника. Но ведь все равно – не простого человека, но батюшку; верующие таких называли духовными отцами. Вот и героем Пуговкина был отец Федор – в духовном, а не в семейном смысле.

Кадр из комедии  «12 стульев»

Кадр из комедии «12 стульев»

3. Играть святого может только актер с чистой душой

Да, в мире совсем уж чистых душ мало. Но духовно саморазвиваясь, исповедуясь и т. д., мы проходим духовное очищение. Так почему бы не пройти очищение перед исполнением роли?

И такие случаи были.

Мел Гибсон в фильме «Cтpacти Христовы» рассказал о последних земных днях Иисуса перед Его распятием. Сыгравший там главную роль Джеймс Кэвизел еще до съемок выступал с проповедями на католических собраниях. А на 1-й конференции католиков в Бостоне он даже стал главным проповедником.

Кроме того, актер с женой воспитывают 3 приемных детей из Китая, причем 1 мальчик бoлeн. А еще его супруга помогает женщинам, поднимающим детей в одиночку, и детям-uнвaлuдaм, лагерь которых она вместе с другими волонтерами организовала в Калифорнии.

Словом, плюс-минус Кэвизес был не самым недостойным на такую роль, если уж вообще можно играть подобное в кино.

Кроме того, во время съемок актеры играли искренне и переживали душой.

Розалинда же Челентано, воплотившаяся там в темную силу, так переживала, что постоянно испытывала нepвные cpывы и 2 раза даже пaдaлa бeз чyвcтв.

Из-за этого приходилось приостанавливать съемки.

Кстати, Безруков в интервью назвал фильм Гибсона документальным и признался, что отказался бы сниматься в нем.

Впрочем, лично меня смущает вот что: как можно было снять в роли Марии Магдалины Монику Беллуччи, известную своим особым образом и кино-бэкграундом?.. Выбор этой актрисы, пожалуй, может передвинуть фильм из п. 3 в п. 1 или 2 нашей классификации.

А вот для участия в фильме «Остров» Петр Мамонов просил благословение у своего духовника.

Сам актер долго не мог согласитсья на роль, так как чувствовал себя недостойным. Но его духовник дал наставление: «Где призван, там и служи. Вперед!» И лишь после этого Петр Николаевич решил сниматься.

Также режиссер Павел Лунгин пригласил на съемочную площадку монаха Донского монастыря – отца Косьму, чтобы провести молебен перед началом съемок.

Мамонов сыграл настолько искренне, что после премьеры фильма к нему начали приезжать зрители, прося им помочь: чудесные особенности старца Анатолия они переносили на самого актера.

Кстати, при вручении «Золотого орла» актер поразил зал своим видом (пришел на торжественную церемонию в старых джинсах, простой вязаной кофте и дешевых кроссовках), а также словами (с критикой современного общества). Его речь из эфира Первого канала почти целиком выpeзaли…

Кадр из фильма «Остров»

Кадр из фильма «Остров»

Если отойти от актеров, то можно вспомнить пример с композитором.

Так, чтобы написать музыку к уже упомянутому фильму «Мастер и Маргарита»Игорь Корнелюк просил благословение в храме.

Много лет знакомый с ним священник (одновременно и бывший его сосед по квартире) сказал: «Если уж это будут делать, то пусть лучше ты!»

И не зря. Так, для написанных Корнелюком вокально-музыкальных тем «Гефсиманский сад» и «Казнь» были использованы слова из православной литургии и молитвы на Великую пятницу. При подготовке он изучал Священное Писание и книги о нем… и даже некоторые зaклuнaнuя, погрузившись при этом в полное замешательство.

Интересно, что духовник Корнелюка после выхода фильма на экраны сказал, что своей музыкой он «угодил обоим» (и свету, и тьме…).

4. Святых вообще не стоит показывать в фильмах, чтобы не впасть в «поминание всуе»

С этим мнением можно согласиться, по крайней мере, частично. Во всяком случае, однозначно не следует показывать в фильмах о святых чрезмерные некоторые подробности их жизни…

Вам может также понравиться...